- Мемориальный музей-памятник Латышским красным стрелкам
- Музей Рождественских боев
- Латвийский Военный музей
- Остров Смерти
- Рижское Братское кладбище
- Памятные места
- Картины
- Газеты
- Песни
- Андрис Балцерс. Культурное наследие латышских воинов.
- Выставка 1914 (Рига, 2014 г.)
- Латышские поэты и писатели в Пскове. 20-е г. ХХ в.
Памятники воинам российской армии, павшим в сражениях Первой Мировой войны на террритории Латвии
1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Уже на второй ее день германский флот подверг обстрелу Гольдинген (Кулдига). 6 августа войска Кайзера предприняли безуспешную попытку высадить десант неподалеку от Виндавы (Вентспилс). Курляндская губерния, а вскоре и восточная ее составляющая - Земгале были объявлены на военном положении. К концу года оккупантам удалось занять почти всю территорию Курляндии. Летом 1915-го началась эвакуация государственных учреждений и банков, заводов и фабрик. Только из Риги было вывезено 427 крупных предприятий и учреждений. По подсчетам историков, территорию края покинуло свыше 800 тысяч жителей, более половины из них - Курляндию.
В военных планах противника эта территория имела особое значение: Курляндская губерния граничила с Восточной Пруссией; кратчайший путь из Берлина с захватом Риги открывал для немцев перспективу выхода на Санкт-Петербург. К 1915 году, в результате отступления, российская армия заняла линию фронта, проходившую по землям современной Латвии от Балтийского моря по реке Западная Двина (Даугава). На ее левом берегу образовали плацдармы - в Рижском районе у Икскюля (Икшкиле), у Якобштадта (Екабпилс) и, напртив Двинска (Даугавпилс). Испытывая нехватку боеспособных частей, начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал от инфантерии М.В.Алексеев 1 августа 1915 года подписал приказ № 322 «О создании латышских батальонов», а 8 августа того же года приказом № 688 Великого князя Николая Николаевича утвердили «Положение о создании латышских стрелковых батальонов». К командованию формированиями, которые позже будут развёрнуты в полки, корпуса и бригады, привлекли опытные кадры российской армии - латышей по происхождению. Имена многих из них, павших на поле брани Первой мировой, вписаны рядом с братьями по оружию - русскими воинами. О трех героических сражениях на этой земле сегодня напоминают памятники погибшим.
Остров Смерти. Наиболее чувствительным участком обороны был Икскюльский плацдарм - от острова Дален (Доле) до устья реки Огер (Огре). Здесь в 1915 году сражались части 43-го корпуса, 186-й пехотной дивизии, 2-й Рижский и 3-й Курземский батальоны латышских стрелков. Место было стратегически важным: переправившись через Двину, немцы могли окружить Ригу. Болевой точкой этого укреппункта было предмостье левого берега в излучине реки. Во время отступления русских войск за это побережье зацепились две роты, преградившие путь противнику к переправе. В дальнейшем этот участок стал местом жесткого противостояния русских и германских полков. Окопы противников были вырыты на расстоянии до 400 метров друг от друга. 25 сентября 1916 года в 4.25 утра на Икскюльскую предмостную позицию была проведена газовая атака. Вслед за первой волной солдаты Кайзера повели наступление. Оно было остановлено сильным огнем защитников плацдарма заранее пристрелянных пулеметов и артиллерии с большими потерями для германцев. Еще в течение двух часов противник дважды повторял газовые атаки, но они, как и первая, были успешно отбиты пулеметами и артиллерией. К вечеру 26 сентября потери русских определялись так: тяжело отравленных — 811, умерших — 272. Этот тет-де-пон (мостовое укрепление для охраны переправ), в народе назвали «Островом смерти» из-за бесчисленных потерь с обеих сторон. Он удерживался в течение двух лет. Сдали плацдарм без боя 27 июля 1917 года, в соответствии с приказом Верховного главнокомандующего. Это решение стало результатом политики, пришедшего к власти весной этого года, правительства А.Керенского. В 1924 году, в память о тех, кто пал на поле брани, героически защищая предмостное укрепление, был установлен обелиск. Его авторство принадлежит архитектору Эйжену Лаубе. Выражает удивление, что надпись на памятнике свидетельствует только о гибели латышских стрелков и сделана она только на латышском языке.
Пулеметная горка (Рождественские бои). В конце 1916- начале 1917 года русское командование решило провести наступательную операцию, получившую название Митавской. Командующий 12-й армией генерал Радко-Дмитриев решил воспользоваться слабостью обороны 8-й германской армии и нанести удар на широком фронте. Цель операции состояла в том, чтобы прорвать германские позиции на участке болото Туриль (Тирель), мыза Олай (Олайне) и “маневром в открытом поле” отбросить противника за реку Аа (Лиелупе). В дальнейшем предполагалось овладеть Митавой (Елгава) и перерезать железную дорогу Митава — Крейцбург (Крустпилс). Основное внимание уделялось фактору внезапности первой атаки. Поэтому было решено отказаться от массированной артиллерийской подготовки, провести ее только, на открытом участке Нейн — Пулеметная горка (Ложметейкалнс). Перед позициями русской армии у немцев были эшелонированные линии обороны - окопы полного профиля, дзоты, сплошные проволочные заграждения и даже проложена узкоколейка. Главным укреплением стала Длинная дюна (Гара капа) Малого Турильского болота - два с половиной километра пулеметных дзотов и минометных позиций через каждые двадцать метров. Это укрепление получило название Пулеметная горка. Далее в сторону простирались болота, поросшие редким березняком. Всего на этом рубеже находилось до 90 тысяч солдат царской армии. Именно на 6-й Сибирский корпус и сводную Латышскую дивизию была возложена основная задача по прорыву линии фронта. Неожиданный удар по позициям германцев был нанесен в обход Пулеметной горки, через замерзшие болота. Здесь атаки противник никак не ожидал. Тем более что и погода этому не благоприятствовала. После относительно спокойной, бесснежной и не холодной зимы (около нуля градусов) вдруг повалил снег, позже пошел дождь. А вечером перед наступлением внезапно ударил 25-градусный мороз. Атака удалась – противник был захвачен врасплох, фронт прорван. На вторые сутки наступления - 7 января, захватили и Пулеметную горку. Однако героический прорыв, не получил развития, и дальнейшие боевые действия вылились в затяжную и кровопролитную борьбу за отдельные населенные пункты. Цель, которую преследовало командование – сковать здесь как можно большие силы германцев и не допустить их к Петрограду, достигли ценой больших потерь. Отдавая дань памяти павшим в боях на Пулеметной горке, в период Первой республики здесь установили гранитный валун. Надпись на нем сделана на латышском языке и упоминается в ней только о гибели латышских стрелков.
Якобштадтский плацдарм. В начале сентября 1915 года передовые части германских войск заняли Весит (Виесите) и двинулись на Якобштадт (Екабпилс). Но между поселком Биржи и Якобштадтом они были остановлены частями 12-й армии. На левом берегу Двины образовался плацдарм, который удерживался русскими войсками до сентября 1917 года. 21 марта 1916 года 1-я Кавказская стрелковая дивизия, одновременно с другими дивизиями 28-го армейского корпуса, готовилась к прорыву укреплений врага с целью выхода в район мызы Бушгоф для продолжения дальнейшего наступления. Прежде дивизия в течение четырех месяцев занимала оборонительные рубежи в якобштадтском регионе и имела значительный опыт в ведении позиционной войны. Уже к середине февраля ее штат был укомплектован до полной численности военного времени солдатами и офицерами. Исходное для наступления положение дивизии было назначено под деревней Гаргруд на высотах в районе этого населенного пункта. Предстояло наступать с исходного положения на окопы немцев, отделенные полосой хвойного, заболоченного леса шириной до 1 км. В результате ожесточенных боев передовым отрядам удалось продвинуться лишь на расстояние чуть больше километра, неся огромные потери. Многие полегли под пулеметным огнем, еще не достигнув леса. Очень быстро противник сосредоточил огонь на Гаргрудских высотах. Потери, понесенные 28-м армейским корпусом за шесть дней боев на Якобштадтском плацдарме, достигали нескольких десятков тысяч бойцов. Как вспоминал участник этих боев офицер В.Мокеров: «Огневые средства, которыми располагали немцы, несмотря на четырехмесячное сидение в окопах друг против друга, точно учтены не были»...
Об этой кровопролитной битве напоминают многочисленные братские могилы в окрестностях Екабпилса. Одна из них – памятная стела в центре города. Здесь покоится прах 139 стрелков и 2 офицеров 3-го Кавказского стрелкового полка. Надпись на обелиске гласит: «3-го Кавказского стрелкового полка героям офицерам и стрелкам. За веру, царя и отечество во славу русского оружия на поле брани павшим 1 сентября 1915 года в окрестностях города Якобштадта. Больше сия любви никтоже знать, да кто душу свою положил за други своя».
О.Язев, О.Пухляк
Источники:
1. Роступов И. Русский фронт первой мировой войны М. 1976.
2. Де-Лазари А.Н. Химическое оружие на фронтах мировой войны 1914-1918 гг.
3. Краткий исторический очерк М. 2008.
4. Малая Советская энциклопедия. М. 1974. Т.4.
5. V.Veilands. Latvija kabatā. R. 1995.
6. Мокеров В. Лесной бой Кавказской стрелковой дивизии под д. Гаргруд. Война и Революция. Кн. 10. 1931.
http://www.russkije.lv/ru/journalism/read/monuments-to-the-soldiers-of-the-i-war/
***